От Малевича до Лоры Палмер: четыре выставки, которые вы еще не видели


22 января после двухмесячного перерыва открылись московские музеи. Рассказываем о четырех новых выставках, смонтированных во время карантина. Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России (Новая Третьяковка) Кинетическое искусство появилось в XX веке, когда художники, вдохновленные прогрессом, технологиями, скоростями, решили «расшевелить» традиционное искусство. Расшевелить в прямом смысле — самыми знаменитыми произведениями стали «мобили» Александра Колдера: объекты, которые приводились в движение электричеством или ветром. В России кинетическое искусство тоже получило развитие: играть с формой, а также с восприятием пробовали еще представители авангарда. А самые интересные эксперименты пришлись на 19601970-е. Выставка в Третьяковке покажет около 400 произведений. Причем не только работы предшественников кинетизма — Александра Родченко, братьев Стенбергов, Казимира Малевича, Павла Филонова, но также и творения «потомков» — наших современников: Германа Виноградова, Платона Инфанте и Recycle Group.

Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью (Мультимедиа Арт Музей) Легендарная американская художница — создательница странных сюрреалистичных фотографий: на ее снимках полчища красных лис наводняют ресторан, а зеленые «радиоактивные» кошки хозяйничают в жилище пожилой пары. Тревожная вселенная Скогланд, где привычные законы перестали работать, перекликается с нынешней «новой нормальностью», считает директор МАММ Ольга Свиблова. «Выставку готовили довольно долго, — рассказала она «Культуре». — Сэнди Скогланд — звезда, она стала знаменитой еще в 80-е. В 1996 году я показывала ее работы на первой биеннале. Нынешняя выставка получилась масштабнее. Когда смотришь на нее, понимаешь, что ничего не бывает случайно. Эта выставка наполнена саспенсом, как миры Линча и Хичкока; здесь по-прежнему актуален вопрос «Кто убил Лору Палмер?». Мир, где царствует тревога и неопределенность, напоминает ту реальность, в которой мы все сегодня оказались. Каждый кризис вызывает у нас тревогу. В 2009 году мы показывали Дэвида Линча, хотя изначально не планировали, и был невероятный успех. Я не могла предсказать пандемию, но понимала, что опять будет кризис и поэтому, наверное, готовила выставку Сэнди Скогланд. И когда я ее увидела, подумала: разве можно лучше рассказать о нынешнем времени? Недавно показывала работы гостям, указала — вот эта моя любимая. Перевела глаза на этикетку и увидела: «Микробы повсюду», 1984 год. У меня был шок. Искусство — это телескоп, направленный в будущее. Большие художники чувствуют, что должно произойти». Андрей Гросицкий. Вещность (Московский музей современного искусства) Гросицкого обычно называют одним из основателей отечественного поп-арта. Однако в отличие от американских коллег, игравших с глянцевыми рекламными образами, художник-шестидесятник обратился к обычным предметам, окружающим нас в повседневной жизни, — кофеваркам, сушилкам для белья, тюбикам с краской. Он показывал жизнь предмета, связанного невидимой нитью с бытием человека. В одном из интервью говорил: «Меня очень давно привлекает изображение самых простых предметов, которые вышли из употребления: домашняя посуда, ключи, замки, чаще всего это старые предметы, в них я вижу энергетику ушедших поколений. Я представляю, как сотни, может быть, тысячи рук прикасались к этим вещам. В этом для меня большой символический смысл». Нынешняя выставка, куратором которой стал Сергей Хачатуров, представляет ключевые работы художника, ушедшего из жизни в 2017-м. А также раскрывает диалог Гросицкого с современниками — с помощью работ Юрия Злотникова, Игоря Шелковского, Бориса Орлова, Виктора Пивоварова и Дмитрия Краснопевцева. Паскаль Мэтр. Репортажи (Мультимедиа Арт Музей) Выставка классика фотодокументалистики — настоящее пиршество для глаз. Смелый француз за 40 лет карьеры побывал в самых далеких уголках планеты, откуда привез настоящие шедевры. Кадры Паскаля отличает тонкая игра света и идеальная композиция. А работать с цветом так, как он, могут лишь единицы. При этом он мастерски рассказывает истории — например, о ритуалах по избавлению от колдовства, до сих пор принятых в некоторых африканских странах, или о конголезских «саперах» — представителях движения La Sape, носивших модные яркие костюмы в знак протеста против диктатора Мобуту Сесе Секо, боровшегося с западными ценностями. Паскаль — из тех грандов, кто умеет сделать из репортажного кадра высокое искусство, приблизить его к живописи, считает Ольга Свиблова. Директор МАММ рассказала «Культуре»: «Потрясающая выставка Паскаля Мэтра переворачивает наше понимание о том, что такое фотография. Оказывается, она может быть настоящей живописью. И ничего более живописного в современной живописи, я думаю, нет и быть не может. Кроме того, Мэтр рассказывает истории, которые открывают для нас мир, ведь он фотожурналист. Он дает нам возможность оказаться в тех местах, в которые никто из нас никогда не попадет. Это Азия, Африка, арабский мир — то, что называют горячими точками. Увидеть этот мир как невероятно прекрасный, прочитать удивительные истории, полностью трансформирующие наши привычные представления… Думаю, это действительно открытие».

На фото: Сэнди Скогланд. Месть золотой рыбки © 1981 Sandy Skoglund/Courtesy: Paci contemporarygallery (Brescia Porto Cervo, IT); Фото на анонсе: Паскаль Мэтр. Мадагаскар, 2016. Бедный район города Антананариву Манаринтсоа, в котором нет даже уличного освещения. Уличный торговец продает горячую еду. Выжить в этой беднейшей столице мира крайне непросто. © Pascal Maitre/Myop/Panos

La Liberta'