«Надо было продавать бизнес в январе, сейчас ему конец». Все о «Тинькофф банке»




На фоне разговоров о слиянии «Тинькофф» и «Яндекса» банк Олега Тинькова стал, пожалуй, самым обсуждаемым в стране. Даже дорогостоящий ребрендинг Сбербанка не получил такую популярность в Сети. История, скандальная репутация – словом, все, что нужно знать о «Тинькофф банке», – в материале «ФедералПресс».

«Тинькофф» – онлайн-экосистема, которая предоставляет как банковские, так и «лайфстайл-услуги», говорится на официальном сайте компании. Услугами «Тинькофф» пользуются около 11 млн россиян.

В рамках экосистемы «Тинькофф», кроме банка, есть сервисы для ведения бизнеса, инвестирования на бирже, поиска туров, страхования и мобильной связи. Также компания выпускает журнал о финансовой грамотности и обучает школьников и студентов работе с современными технологиями.

«Тинькофф банк» работает без отделений – все вопросы решаются в приложении банка, по телефону или с помощью курьеров. Они могут привезти банковскую или сим-карту, оформить документы. По состоянию на октябрь 2020 года «Тинькофф банк» занимает 16-е место по объему активов и 14-е – по собственному капиталу среди российских банков.

Сделка с «Яндексом»

22 сентября «Яндекс» публично объявил, что ведет переговоры о полном поглощении TCS Group, куда входит «Тинькофф банк». Стороны планировали, что сумма сделки составит 5,48 млрд долларов. На этом фоне суммарная капитализация компаний выросла на 2 млрд долларов – до 28,2 млрд. В пике суммарная стоимость компании превышала 30 млрд рублей.

Слияние было полезно для «Яндекса» в основном потому, что для конкуренции с экосистемой Сбербанка IT-гиганту не хватало своего банка. Причины продажи бизнеса Тиньковым были не до конца прозрачны. Возможно, Олег Тиньков решил продать свой бизнес на пике популярности, как он и делал с другими своими бизнесами. Примечательно, что яркие и уникальные проекты Тинькова часто умирали почти сразу после продажи.

16 октября выяснилось, что «Тинькофф банк» не смог договориться с «Яндексом» о продаже кредитной организации. Основатель банка Олег Тиньков оказался не готов передать в чужие руки контроль над банком.

Сам Тиньков с самого начала говорил о том, что речь идет о слиянии двух структур, а не поглощении «Тинькофф». То есть он рассчитывал оставить бренд «Тинькофф», а также полноценно участвовать в управлении банком даже после завершения сделки. По словам руководства «Яндекса», Тиньков запрашивал себе все новые и новые возможности, привилегии, и «Яндекс» оказался не готов идти на такие уступки.

Как был создан «Тинькофф»

Олег Тиньков до банковской сферы занимался торговлей бытовой техникой, производством пива, ресторанным бизнесом, производством пельменей, имел свою студию звукозаписи. Основать банк его сподвигло знакомство с американским аналогом Wells Fargo и компанией Capital One. Их модель бизнеса и стала прототипом для создания в России первого онлайн-банка.

В 2006 году Тиньков вложил 80 % своего состояния в покупку «Химмашбанка». До этого крупнейшими акционерами банка были ЗАО «Инфамед» (33,2 % акций) и ООО «Мега пласт» (19,9 %). Первое производило «Мирамистин», а второе – упаковки на основе ПЭТ-преформ.

На тот момент «Химмашбанк» был весьма маленьким – 822-е место по размеру активов. Гендиректор центра экономического анализа «Интерфакс» Михаил Матовников тогда оценил банк в 100–150 млн рублей, что является крайне низкой ценой для кредитной организации.

Из вложенных 70 млн долларов 20 млн пошло на IT-систему. Тогда продвинутые банки тратили на IT 3 млн долларов.

Интернет-банком «Тинькофф» стал уже в 2008 году. В этом же году 15 % акций (30 млн долларов) приобрела шведская инвесткомпания Vostok Nafta. На следующий год 15 % активов купила одна из крупнейших в мире инвестиционных компаний, американская Goldman Sachs. Это означало, что уже в 2009 году «Тинькофф» заметили наиболее влиятельные инвесторы на планете. Сейчас экосистема «Тинькофф» оценивается в 5,48 млрд долларов (420 млрд рублей).

Что касается названия – Олег Тиньков давал свою же фамилию не только банку, но и пивоваренной компании. В интервью бизнесмен признавался, что перенял эту идею из европейской традиции. Владельцы небольших пивоварен и других бизнесов в Европе часто называли свой продукт своей же фамилией, тем самым ставя свой знак качества и как бы заявляя, что отвечают за свой товар своим именем.

Олег Тиньков

В марте 2020 года стало известно, что Олег Тиньков болен раком крови – лейкемией. На этом фоне акции компании упали на 25 %. Однако заболевание не спасет его от уголовного преследования со стороны Налогового управления США. Ведомство подозревает Тинькова в сокрытии имущества при отказе от американского гражданства. В 2013 году у Олега Тинькова был американский паспорт, бизнесмен владел акциями «Тинькофф банка», которые регулятор оценил в 1 млрд долларов. Когда Тиньков решил сменит гражданство, он указал, что владеет активами на 300 млн долларов. За сокрытие остальных средств ему грозит до шести лет тюрьмы.

По словам людей, близких к руководителю банка, его настроение может часто меняться – это было хорошо видно на переговорах о сделке с «Яндексом». Банк стал не просто бизнесом, а способом самоопределения для Тинькова. Глава признавался, что не знает, кем он будет после продажи бизнеса, – разве что бывшим акционером. Знакомые предположили, что у Тинькова уже нет энергии на создание нового, столь же масштабного и уникального детища.

Близкий к «Яндексу» источник отмечал, что Тиньков в начале переговоров был очень слаб из-за лейкемии и планировал уйти на покой после