Миллиардер Франсуа Пино исполняет мечту парижской художественной галереи



Вот уже 20 лет французский миллиардер Франсуа Пино мечтает открыть в Париже музей для демонстрации своей знаменитой коллекции современного искусства .

Первоначально планировалось построить массивное сооружение из бетона и стекла на заброшенном острове в реке Сене в трех милях от Эйфелевой башни. Когда это вызвало плановые и юридические споры и оказалось невозможным, магнат перевез свою коллекцию в Венецию, где ей, казалось, суждено было остаться.



В субботу Пино осуществит свою мечту и откроет частный музей в бывшем здании зерновой биржи XVIII века недалеко от Ле-Халля в центре Парижа.

В 2004 году, когда Пино объявил о своих первоначальных планах создания частного музея на острове Сеген в Париже, спроектированного японским архитектором Тадао Андо, Guardian назвала его Саатчи Сены и спросила: нужна ли Парижу еще одна галерея современного искусства?



С тех пор французская столица увидела эффект “Айсберга” спроектированного американским архитектором Фрэнком Гери, в Булонском лесу . С 2017 года в этом здании разместилась коллекция современного искусства бизнес-конкурента Пино Бернара Арно и его фонда Louis Vuitton.

В 2004 году бульдозеры были готовы очистить заброшенный завод Renault на острове Сеген для строительства музея. Через год он был вынужден отказаться от проекта после жалоб от экологической ассоциации, скандалов из-за разрешения на планирование и угроз судебного иска. Вместо этого Пино перевез свою коллекцию в Палаццо Грасси на Гранд-канале в Венеции, открывшийся в 2006 году, и второй музей, Пунта-делла-Догана в 2009 году.

Японский архитектор также отвечает за трансформацию Торговой биржи в 160 млн евро (140 млн фунтов стерлингов), которая была арендована у мэрии Парижа на 50-летнюю аренду стоимостью 15 млн евро авансом плюс еще 60 000 евро ежегодно и долю продаж билетов.



Посетители войдут в бетонный цилиндр высотой девять метров и диаметром 33 метра, установленный в центральной ротонде внутри оригинального 35-метрового купола. Он создает большую центральную экспозиционную зону, не разрушая ткань оригинальной структуры, внесенной в список наследия.

Купол здания, созданный в 1838 году и вдохновленный Римским пантеоном, в основании которого находятся фрески, изображающие французскую торговлю через континенты, заменил железный и медный купол, отвергнутый Виктором Гюго как напоминающий “огромную английскую жокейскую шапку”. Это, в свою очередь , заменило более раннее сооружение, которым восхищался тогдашний американский посол во Франции Томас Джефферсон, но которое было уничтожено пожаром.

Как и центральные лестницы, галереи соединены двойной винтовой лестницей, первоначально построенной для того, чтобы носильщики могли переносить большие мешки с зерном вверх и вниз в кладовые, не натыкаясь друг на друга.

Во время экскурсии перед открытием Мартин Бетено, директор нового музея, сказал: “Франсуа Пино не является владельцем этого здания, он является арендатором в течение 50 лет, поэтому он подчинялся очень строгим правилам со стороны властей исторических зданий и наследия.”

Бетенод сказал, что до 90% работ, которые будут выставлены в атриуме и верхних выставочных пространствах, которые являются частью 7000 квадратных метров, открытых для публики, “никогда не были замечены раньше”.


Коллекция Пино, посвященная исключительно искусству с 1960-х годов по настоящее время, содержит более 10 000 работ.


Открытие Торговой биржи, задержанное на год коронавирусом, - это не только реализация личных амбиций 84-летнего Пино, главы Kering и Christie's, стоимостью 35,3 млрд евро. Это также плод давнего соперничества коллекционера с 72-летним Арно, президентом Louis Vuitton Моэтом Хеннесси и самым богатым человеком Франции, стоимостью € 127,2 млрд, иногда называемым “битвой миллиардеров”.

Пино стремится подчеркнуть благотворительный характер проекта Bourse de Commerce. “Я хочу поделиться своей страстью к современному искусству с как можно большим количеством людей”, - написал он. “Я хочу, чтобы музей был местом, где люди чувствуют себя лучше на выходе, чем на входе.”

Он добавил: “В течение многих лет я мечтал показать свою коллекцию в Париже, городе, который я люблю. Вот почему открытие коллекции Bourse de Commerce – Pinault имеет для меня такое особое и символическое значение. Париж-это не только город страстей, прежде всего, это дом художников, их творческого гения и их убеждений.”

Коллекция Пино, посвященная исключительно искусству с 1960-х годов по настоящее время, содержит более 10 000 работ примерно 380 художников, включая Чарльза Рэя, Дэмиена Херста, Джеффа Кунса и Марлен Дюма. Он состоит из картин, скульптур, видео, фотографий, звуковых инсталляций и перформансов. На верхнем этаже отеля Bourse de Commerce находится ресторан, которым руководит шеф-повар Мишель Бра, удостоенный звезды Мишлен, а в п