Великий Караваджо – гопник и гений в одном лице



Уверен, вы никогда специально не обращали внимание на этот визуальный эффект, который не применил в своей кинокартине только ленивый режиссер.


Обратите внимание на этот кадр из фильма Кубрика: видите, часть героя как бы в тени, а часть на свету.

Кадр из фильма «Цельнометаллическая оболочка» США, Великобритания 1987 г. Режиссёр Стэнли Кубрик.

Так вот, создатель блокбастера, как и режиссеры многих других фильмов, не сам придумал этот прием, а вдохновился у великого мастера 16 века – Микеланджело Меризи, которого мы знаем под именем Караваджо (1571-1610).

«Призвание апостола Матфея» (фрагмент) Караваджо ок 1600 г.

Техника, в которой созданы картины этого величайшего художника называется «кьяроскуро» («chiaroscuro», итал. «свет-темный»). В упрощенном представлении — это способ отображения персонажей и предметов при помощи достаточно резких контрастов света и тени.

Однако, прежде чем прославить «кьяроскуро», Караваджо пришлось пройти достаточно непростой путь.


Гопник и/или Гений

Микеланджело Меризи с детства отличался буйным и вспыльчивым нравом. Еще ребенком он отвергал общепринятые правила и устои. Его семья была не самая бедная, но многодетная. Поэтому родители Меризи решили отдать мальчика на обучение в мастерскую Петерциана, где будущий мастер получил прекрасное художественное образование.

Однако, под конец обучения юный художник вынужден был спешно оставить Милан, где находилась студия его учителя и перебраться в Рим. Обстоятельства этому сопутствовавшие – ссора во время карточной игры, завершившаяся убийством. Ходили слухи, что именно Меризи сыграл решающую роль в преступлении.

Иначе зачем ему было спешно покидать Милан и уезжать в Рим. Но и этот совершенный город не смог умерить пыл Микеланджело. Будущий гений прекрасно вписался в образ жизни огромного города с буйным нравом и разношерстным населением.

Он называл себя Караваджо, в честь небольшого местечка, в котором родился. Обожал застолья в самых грязных и опасных трактирах, любил общаться с публикой из подворотен и никогда не расставался с оружием. Ведя разгульный и опасный образ жизни, Караваджо естественно попадал в разного рода передряги. Но с другой стороны, где еще, как не в подобных местах он смог бы увидеть и гениально изобразить сцены из жизни простого народа?


Присмотритесь – гадалка снимает перстень с пальца зазевавшегося «мажора». Караваджо «Гадалка» (1594)


«Скала» 1996, США, прием «кьяроскуро», режиссер Майкл Бэй

Кстати, однажды благодаря своему буйному нраву Караваджо познакомися с Джордано Бруно. Это произошло в камере тюрьмы Тор ди Нона, куда его посадили после очередной драки

Именно в подобных местах художник и находил себе моделей для своих гениальных полотен, которые продавались за большие деньги.

Но это в будущем, а пока Караваджо вынужден работать подмастерьем в большой мастерской Чезари д’Арпино. Чтобы прокормиться, он дописывает листья или корзины с фруктами на «чужих» полотнах. Параллельно с этим пишет и свои небольшие работы. В них он отображает сценки из жизни простых людей – что на то время было достаточно революционным направлением.


«Мальчик, чистящий фрукты», Караваджо



«Парфюмер. История одного убийцы», прием «кьяроскуро», 2006, Германия, Франция, Испания, США, режиссер: Том Тыквер

Возможно, одна из таких картин и попалась на глаза кардиналу Франческо дель Монте, которого поразил уровень мастерства и необычная подача художника. Он берет Караваджо под свое покровительство: предоставляет ему жилье на своей вилле, мастерскую, все необходимые инструменты и обеспечивает постоянными заказами.