Великий Караваджо – гопник и гений в одном лице



Уверен, вы никогда специально не обращали внимание на этот визуальный эффект, который не применил в своей кинокартине только ленивый режиссер.


Обратите внимание на этот кадр из фильма Кубрика: видите, часть героя как бы в тени, а часть на свету.

Кадр из фильма «Цельнометаллическая оболочка» США, Великобритания 1987 г. Режиссёр Стэнли Кубрик.

Так вот, создатель блокбастера, как и режиссеры многих других фильмов, не сам придумал этот прием, а вдохновился у великого мастера 16 века – Микеланджело Меризи, которого мы знаем под именем Караваджо (1571-1610).

«Призвание апостола Матфея» (фрагмент) Караваджо ок 1600 г.

Техника, в которой созданы картины этого величайшего художника называется «кьяроскуро» («chiaroscuro», итал. «свет-темный»). В упрощенном представлении — это способ отображения персонажей и предметов при помощи достаточно резких контрастов света и тени.

Однако, прежде чем прославить «кьяроскуро», Караваджо пришлось пройти достаточно непростой путь.


Гопник и/или Гений

Микеланджело Меризи с детства отличался буйным и вспыльчивым нравом. Еще ребенком он отвергал общепринятые правила и устои. Его семья была не самая бедная, но многодетная. Поэтому родители Меризи решили отдать мальчика на обучение в мастерскую Петерциана, где будущий мастер получил прекрасное художественное образование.

Однако, под конец обучения юный художник вынужден был спешно оставить Милан, где находилась студия его учителя и перебраться в Рим. Обстоятельства этому сопутствовавшие – ссора во время карточной игры, завершившаяся убийством. Ходили слухи, что именно Меризи сыграл решающую роль в преступлении.

Иначе зачем ему было спешно покидать Милан и уезжать в Рим. Но и этот совершенный город не смог умерить пыл Микеланджело. Будущий гений прекрасно вписался в образ жизни огромного города с буйным нравом и разношерстным населением.

Он называл себя Караваджо, в честь небольшого местечка, в котором родился. Обожал застолья в самых грязных и опасных трактирах, любил общаться с публикой из подворотен и никогда не расставался с оружием. Ведя разгульный и опасный образ жизни, Караваджо естественно попадал в разного рода передряги. Но с другой стороны, где еще, как не в подобных местах он смог бы увидеть и гениально изобразить сцены из жизни простого народа?


Присмотритесь – гадалка снимает перстень с пальца зазевавшегося «мажора». Караваджо «Гадалка» (1594)


«Скала» 1996, США, прием «кьяроскуро», режиссер Майкл Бэй

Кстати, однажды благодаря своему буйному нраву Караваджо познакомися с Джордано Бруно. Это произошло в камере тюрьмы Тор ди Нона, куда его посадили после очередной драки

Именно в подобных местах художник и находил себе моделей для своих гениальных полотен, которые продавались за большие деньги.

Но это в будущем, а пока Караваджо вынужден работать подмастерьем в большой мастерской Чезари д’Арпино. Чтобы прокормиться, он дописывает листья или корзины с фруктами на «чужих» полотнах. Параллельно с этим пишет и свои небольшие работы. В них он отображает сценки из жизни простых людей – что на то время было достаточно революционным направлением.


«Мальчик, чистящий фрукты», Караваджо



«Парфюмер. История одного убийцы», прием «кьяроскуро», 2006, Германия, Франция, Испания, США, режиссер: Том Тыквер

Возможно, одна из таких картин и попалась на глаза кардиналу Франческо дель Монте, которого поразил уровень мастерства и необычная подача художника. Он берет Караваджо под свое покровительство: предоставляет ему жилье на своей вилле, мастерскую, все необходимые инструменты и обеспечивает постоянными заказами.

Казалось бы – живи да радуйся. Но мятежный дух и тут не успокаивается – Караваджо продолжает зависать в тавернах, а после бессчетных драк по-прежнему проводит ночи в тюрьме. И вот уже новый покровитель вынужден постоянно «отмазывать» своего любимчика, вытаскивая того из бесконечных передряг.

До нашего времени дошли документы (протоколы) с описанием «приключений» маэстро. Там есть все — от швыряний непонравившегося блюда в официанта до оскорблений служителей закона «при исполнении».

Но кардинал дель Монте раз за разом спасает своего подопечного. Во многом только благодаря ему смогли появиться на свет такие шедевры, как «Распятие Святого Петра», «Обращение Савла», «Поцелуй Иуды» и многие другие.

Особенности стиля

В отличие от абсолютного большинства художников той поры Караваджо отображал святых в образе простых людей. А однажды в качестве модели девы Марии использовал девушку легкого поведения. При этом изобразил ее, стоящей у стены в подворотне, а не на крыше дома среди ангелов, как это делали «нормальные» художники.

Мадонна ди Лорето, Караваджо


«V» значит Вендетта» 2006 г, прием «кьяроскуро», Великобритания, Германия, реж. Джеймс МакТиг

Но, что еще больше взбесило критиков, так это грязные пятки не самого приятного вида паломников на переднем плане.

Однако Караваджо плевать хотел на натиск критиков и сумел добиться признания своего стиля вопреки всему.

Именно в работах по заказу церкви, желая усилить эмоциональную составляющую и показать надрыв эмоций сильнее он впервые и начал применять контрастное отображение фрагментов тел, лиц, предметов.

И чтобы ускорить процесс писал полотна сразу на темном фоне, а не наоборот, как делало большинство его современников. Этот прием позволял мгновенно расставить все акценты на полотне, подчеркнуть эмоции, отодвинуть вторичное в темноту и вытащить на свет самое важное.

Да, Караваджо ругали, критиковали, в основном «за спиной» - ибо мастер не считал до трех и мог врезать тем, что было под рукой, но продолжали заказывать у него все новые и новые полотна. Если художника просили уменьшить «задницу» у коня, он «взрывался», стирал коня, а потом рисовал ее еще больше. И это все шло вперемешку с кутежами и валянием по подворотням.

К сожалению, его образ жизни не мог не сказаться на дальнейшей судьбе.

И вот, после очередной разборки, он уже вынужден бежать из Рима. Над ним повисло обвинение в убийстве и даже всемогущий покровитель смог только помочь ему с побегом.

Годы скитаний, попыток вернуться и вымолить прощение, снова драки, оскорбления, нервные срывы. Несколько раз маэстро попадал в больницы и, казалось не должен был выжить. Но судьба щадила его и давала возможность создать еще несколько шедевров.

Казалось, вдалеке замаячило «прощение». Его покровитель смог договориться с самим понтификом об амнистии. Но опять что-то пошло не так… Гений скончался по пути в свой любимый Рим.

Помимо величайшего достояния в виде своих полотен гений подарил кинематографистам ту саму «фишку момента». Этот перепад света и тени так полюбился профессионалам кино, что вы можете встретить его практически в любом хорошем фильме, даже в советском.


источник

La Liberta'